Большой шаг к выходу из кризиса в индустрии детского кинематографа сделан. Проблема коммерциализации и низкого уровня нравственной составляющей кино широко обсуждалась в рамках круглого стола на тему “Социальная ответственность киноиндустрии”, который состоялся 13 декабря.
Впервые за одним столом встретились все участники процесса. Прокатчики, создатели детского кино, психиатры, чиновники, депутаты и представители масс-медиа и благотворительных фондов смогли пообщаться и услышать друг друга. Эксперты в самых разных областях предложили свои варианты, как вернуть детскому кино России его изначальную воспитательную функцию. Как наполнить фильмы смыслом, кинозалы — детьми, и какую роль во всём это может сыграть государство.
Проблем у современного российского детского кино много — кроме снижения воспитательной функции, это и нехватка проката, рекламы, финансирования, отсутствие какой-либо цензуры и психологической экспертизы. Фестивальные фильмы, завоевавшие массу наград и получившие признание — не доходят до зрителя.
Организатором встречи выступил председатель кинофорума «ВВЕРХ», продюсер, член Союза писателей России и бизнесмен Юрий Рязанов.
“Сегодня нет социального заказа от государства на кино. Сегодня киноиндустрия – это индустрия аттракционов, это развлечение. В «Фонде кино» что спрашивают? «Сколько денег ты заработаешь?» Других вопросов они не задают».
По мнению Юрия Рязанова государство должно ввести квотирование на отечественное кино и специальный налог на прокат голливудских фильмов — это обеспечило бы дополнительный доход и постоянный прирост числа фильмов, снятых в России и для россиян. Тогда поток информации, которая вливается в детские головы, могли бы контролировать специальные комиссии — куда вошли бы педагоги и психологи.
2016 год был объявлен годом российского кино — в стране проходило множество мероприятий и дискуссий, связанных с кинематографом.
Николай Бурляев, актёр и кинорежиссёр, заместитель председателя Общественного совета при Минкультуры РФ, несмотря на то, что мрачно констатировал катастрофу в российском кинематографе, и особенно в детском, всё же выразил мнение, что государство способно исправить эту катастрофу.
“Мы вступили в новую культурную реальность с того момента, когда в 2014 году, 24 декабря Президент подписал исторический указ о новой государственной культурной политике. Это гарантирует более пристальное внимание к тем традициям и к тем духовно-нравственным ценностям, которые были переданы нам нашим предыдущим поколением. Президент сделал первый очень важный шаг.”
Одним из участников круглого стола стала актриса и педагог Яна Поплавская, исполнившая главную роль в прекрасном детском фильме “Про красную шапочку”. Она высказала свою точку зрения на проблему, которая по её мнению заключается в развале старой системы и нехватке талантливых личностей.
“Был Советский Союз. Потом, собственно говоря, ничего не изменилось, кроме названия, но разрушились все достижения, которые были. Было потрясающее кино. Мы были конкурентоспособны. Кино делали специально обученные люди. Это были потрясающие детские режиссеры. Назову двух: это Ролан Быков и Нечаев. («Приключения Буратино», «Про Красную шапочку»). Это были люди, которые безумно любили детей. Они были детскими психологами».
Режиссёры смогли высказать свою точку зрения на происходящее в детском кино и поделиться своими проблемами.
Наталья Бондарчук, актриса, кинорежиссёр:
“Я хочу сказать, что заниматься детским кинематографом сегодня опасно для жизни — опасно для семьи, про здоровью я уже не говорю. Сегодня сказка невозможна без современных технологий. Обязательна компьютерная графика, обязателен хороший звук, саунд-дизайн и так далее. Обязательно нужны хорошие артисты. В итоге, приблизительная стоимость сказки сегодня в Европе (я не говорю об Америке, где там запредельные суммы на сказку выделяются) от семи до девяти миллионов долларов… А доход после возврата кинотеатрам, дистрибьюторам от моего последнего детского фильма составил 400 000 рублей.
Где нам показывать наше кино? В советское время наш фильм «Детство Бэмби» в первую неделю проката посмотрело семь миллионов детей. В каждом дворе были детские кинотеатры, а сейчас отсутствие наших фильмов для детей меняет сознание последующих поколений. Нужно немедленно создавать государственный фонд помощи детскому кинематографу, отдельный от Министерства культуры. Это мое конкретное предложение. ”
Встреча была очень эмоциональной и результативной. Ведь на кону судьба наших детей, будущего поколение россиян. Представители самых разных сфер, так или иначе связанных с детским кинематографом познакомились, пообщались и услышали друг друга.
Круглый стол собрал всех участников кинопроцесса. В том числе, и представителей власти. Свое намерение помочь вывести из кризиса индустрию детского кино высказали депутаты Государственной думы Анна Кувычко, Николай Коломейцев, а также Сергей Боярский, который считает, что детское кино должно быть выверено с психологической точки зрения и сниматься по госзаказу. То есть оно должно быть полностью оплачено государством.
“Если мы, действительно, называем кино детским, оно должно быть экспертно выверено со всех сторон. Мы не можем делать его эмоционально, брать эффекты, идти на поводу у современного мира. У нас свой путь. И есть наработки, наверное, такие, которым и Запад может позавидовать. Именно поэтому поколение выросло очень неплохое в свое время.”
Так же Сергей Боярский сослался на свой опыт руководства городским региональным телеканалом. Он заверил, что большое количество региональных телекомпаний хотят показывать хорошее детское кино. Это очень востребованный сегмент для утреннего прайм-тайм по выходным. И если бы государство финансировало детские фильмы — творцам не пришлось бы думать только о том, как окупить свою работу. И детские фильмы могли бы попадать на экран, где их видели бы миллионы детей — совершенно бесплатно.
Круглый стол был организован совместно со Всероссийским государственным институтом кинематографии имени С. А. Герасимова. Представитель ВГИКа, киновед и историк кино, Наталья Милосердова призвала объединиться всех, кому небезразлична судьба детского кино.
«Вы видите, как нас много. Мы все разрозненны. Мы все одиноки. Мы должны потребовать, чтобы начался процесс возрождения детско-юношеской кинематографии как дело государственной важности, потому что мы оставили детей в опасности. И наше будущее под угрозой, да. Разрушен процесс национальной идентичности, мы не узнаем себя на экране. Дети не видят себя на экране. Мы должны требовать от государства – не просить выделить какую-то толику кому-то, а требовать – государственной программы по возрождению детско-юношеской кинематографии».
Предложение Натальи Милосердовой сразу же поддержали и другие участники круглого стола. Было решено создать Ассоциацию производителей и прокатчиков детского и юношеского кино.
Также в рамках круглого стола был презентован Альманах «Детское кино. Проблемы и перспективы». Уникальный сборник материалов по детскому и юношескому кино. В нем авторы проанализировали процессы, происходящих отрасли за последние 6 лет. На страницах Альманаха освящены наиболее острые проблемы, которые сейчас стоят перед индустрией детского кино, а также опубликован перечень всех детских фильмов, которые вышли с 2011 по 2016 год и список всех фестивалей детского кино.
Со своим видением проблемы и тех шагов, которые необходимо сделать для её решения, выступили почти 30 экспертов. Среди них Ирина Медведева — писатель, драматург и детский психолог, Елена Гликман — кинопродюсер, Василиса Орестова — генеральный директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московское кино», Татьяна Цыварева — генеральный директор телеканала «Карусель».
Мероприятие собрало более сотни заинтересованных лиц из разных городов России и зарубежья. Например, организаторы Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль плюс» из Тюмени, молодые режиссеры из Воронежа, депутат городской думы Руслан Панкратов из Риги и многие другие специально приехали в Москву, чтобы поучаствовать в обсуждении.
Вся информация, прозвучавшая в рамках круглого стола, будет проанализирована, оформлена в виде запросов и попадёт к депутатам Госдумы — чтобы дискуссия принесла свои плоды и положение вещей в детской киноиндустрии реально изменилось в лучшую сторону.
Пресс-секретарь Кинофорума ВВЕРХ
Катерина Рыбалко
e-mail: [email protected]