Пресс-центр МИА «Россия сегодня» 25 апреля стал площадкой для дискуссии на тему выживания российского кино в условиях абсолютной незащищенности авторского права на просторах глобальной сети. «Интернет-пиратство — гибель киноиндустрии» — именно так звучала тема Второго ежегодного кинофорума «Вверх», организованного по инициативе и при поддержке продюсера Юрия Рязанова.
По словам председателя Кинофорума, пираты в интернете заставляют вкладывать огромные ресурсы продюсеров в защитные меры. К сожалению, осознанность населения в этом вопросе сегодня низкая — большинство зрителей не хотят платить за просмотр фильма, тем самым разрушая отечественную киноиндустрию. «Завтра российский кинопром может погибнуть, потому что картины, а в особенности детские и авторские фильмы, выходящие за рамки массового проката, не окупятся». Бороться с нелегальными показами в сети спикер предложил посредством кратного увеличения штрафных санкций, по примеру западных стран.
Алексей Бырдин Генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео», выступил на круглом столе от лица объединения онлайн-кинотеатров страны. Он выразил надежду на скорейшее принятия закона «О зеркалах», который, по оценкам экспертов, пресечет деятельность сотен пиратских сайтов: «Думаю, в первую очередь необходимо уничтожить пиратский бизнес. Это в чистом виде криминал».
Вступился за законодательную систему в авторском праве почетный кинематографист и Депутат Московской городской Думы Евгений Герасимов. «На сегодняшний момент уже есть достижения. Например, «Викинг» сумели защитить, его на протяжении полугода нельзя было найти в интернете».
По словам Даниила Терещенко, начальника отдела Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), продюсеры не всегда активны. Единицы делают попытки отстоять свои права в суде. «В принципе, механизмы адекватной защиты произведения сегодня существуют. Продюсерам нужно просто быть активнее», — сказал эксперт.
Однако, как быть с небольшими студиями, которые чаще страдают от рук интернет-пиратов? Таким вопросом задалась в рамках дискуссии киновед Алена Сычева. По мнению эксперта, этот сектор кинопроизводства сегодня под реальной угрозой, поскольку финансовых средств на защиту у маленьких кинопроизводителей нет.
Ответить на вопрос смог Олег Кузнецов, заместитель начальника департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи РФ. Эксперт считает, что производителям фильмов любого масштаба необходимо выходить на площадки различных уровней. «Для того, чтобы монетизироваться, необходимо осваивать все площадки возможного показа. Надо помнить о том, что механизмы пиратов также развиваются и не стоят на месте», — рассказал специалист. При этом, добавил спикер, с 2014 года судом было вынесено более 800 решений, которые помогли заблокировать пиратские сайты, что, несомненно, сыграло на пользу кинобизнесу.
Народный артист России, Николай Бурляев, вышел за рамки обсуждения пиратской темы и призвал кинематографистов думать не о монетизации фильмов, а о духовной составляющей кинолент. Необходимо разделять понятия культура и бизнес, поскольку, по мнению спикера, эти два определения абсолютно несовместимы. «Правы ли мы в нашей коммерческой жажде получить максимум в первый уикенд? В России успех нужно измерять вечностью».
Конечно, говорить в кино только про деньги — страшно, согласился с экспертом Федор Попов, генеральный директор АНО «Творческая студия «Стелла». Внимание создателей картин должно концентрироваться на других составляющих — в первую очередь, духовно-нравственных. Режиссер предложил посмотреть на экономическую проблему под другим углом и привел в пример опыт Франции, в соответствии с которым необходимо искать окупаемость проекта в иных формах — совместно с государством продвигать именно российские картины, вводя налоги на прокат зарубежных. «Половина проката должна быть отечественной. А деньги, собранные в качестве пошлины за прокат иностранных картин, отдавать в российское кинопроизводство». Таким образом, уверен спикер, можно будет решить и духовно-нравственную проблему, когда современные подростки в нашей стране, регулярно просматривая шквал американских картин, живут историей, ценностями и культурой этой страны, а не родной России.
С сожалением отметила курс на коммерциализацию кино и Татьяна Ильина, худрук студии «Союзмультфильм»: «В «Союзмультфильме» происходит то же, что и везде. С одной стороны, это естественно, когда хорошее кино коммерчески привлекательно. Но сегодня не всегда эта догма правильная, потому что сериалы, более «выгодный жанр, вытесняют детскую авторскую анимацию».
«Тема пиратства безумно трагична, потому что мы с удовольствием потребляем пиратскую кинопродукцию», — начала свое выступление Лариса Преториус, продюсер фестиваля визуальных искусств «Орлёнок». Чтобы побороть криминальную сторону интернет-системы, она предложила «Фонду кино» выработать инициативу о создании единого онлайн-кинотеатра, куда бы шли кинопроизводители с премьерами. Эта площадка, по мнению спикера, должна защищать производителя, «капсулировать» интеллектуальный продукт, который находится на онлайн-площадке. А вот каким образом это сделать, а, как вариант, даже создать новый правоохранительный орган, должно решать государство.
Подводя итоги круглого стола, эксперты пришли к выводу, что сегодня в России антипиратское законодательство существует, но реальной карательной системы нет. «Мы живем в интернете без ГАИ. Законы есть, а штрафы не приходят», — подвели финальную черту спикеры дискуссионной площадки.