«Что есть истина?» — так называется картина русского художника Николая Николаевича Ге. На ней две фигуры: одна — на свету — властная, монументальная как гранитная колонна: другая — в глухой тени — незаметная, измождённая… Кто это? И что нам хотел сказать художник?
Названием картины он задаёт вопрос… А ведь этот вопрос обязательно рано или поздно задаёт себе каждый человек, потому что он – один из главных вопросов нашей жизни. Неправильно ответить на него, это всё равно что получить двойку за всю свою жизнь, не сдать самый главный экзамен.Похоже, художник очень переживал за двоечников, и потому своей картиной решил подсказать им правильный ответ, подсказать осторожно, шёпотом. Вот только услышим ли мы эту подсказку, поймём ли?
Две фигуры – это Понтий Пилат и Иисус Христос.
Сюжет картины отсылает нас к евангельскому повествованию. Чтобы понять, нужно обязательно знать один кусочек из Библии. О том, как Иисуса Христа схватили римские стражники и привели на допрос к человеку, имевшему власть судить и предавать казни – прокуратору Понтию Пилату.
Пилат допрашивал пленника, но когда Иисус сказал: «Я на то и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», прокуратор и произнёс эту фразу: «Что есть истина?»
Пилат произнёс её не как вопрос жизни и смерти, а риторически, так говорят, когда хотят прекратить разговор: «Дескать, о чём тут размышлять, никто не знает, что такое истина, о ней спорят мудрецы… А ты, оборванец, что нового можешь сказать…» На этом разговор был окончен, Иисус ничего не ответил, а Пилат больше и не слушал, он пошёл к народу объявлять своё решение. Ведь у него на всё было своё решение и своё мнение.
А если бы он не был так самоуверен, он бы обязательно услышал ответ. Тем, кто Его слушал, Господь сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь!»
Удивительные слова! Они говорят, что познать Истину может только тот, кто пойдёт путём веры в Бога, и тогда он обретёт и Истину и Жизнь вечную.
А мы готовы ли, хотим ли услышать этот ответ? Или мы также не дослушаем, как не дослушал Пилат?
Николай Ге задаёт нам этот вопрос и ждёт нашего выбора.
Этой картине не очень повезло – современникам художника она не понравилась. Они её не поняли. Её даже убрали из выставочного зала, чтобы она не навлекала на себя новые и новые отрицательные отзывы! Одним не понравилось, что Иисус Христос изображён неказистым, в тени, а не на свету. Ведь свет в изобразительном искусстве всегда считался символом всего доброго, а тьма – символом всего злого.
Но почему же художник изобразил всё наоборот? Почему он изобразил Истину во тьме, не имеющую величественного вида?
Да потому, что часто в жизни мы судим также внешне и принимаем за истину – ложь, и уважаем то, что не достойно уважения. Истина не во внешнем, и познаётся она не внешними очами, а внутренними. Есть ли у нас эти внутренние очи, чтобы видеть и внутренние уши, чтобы слышать?