Вот решили мы поговорить с двоечником о двойках: зачем они ему?
Кандидата искали всей редакцией. Расспрашивали друзей и знакомых и, наконец,
насобирали. В списке было 11 человек. Но выяснилось, что плохие ученики – люди
скромные и интервью давать не хотят.
8 человек отказались сразу. 9-й спросил: «А сколько вы мне заплатите»? Узнав,
что нисколько, сказал, что бесплатно позориться не будет и положил трубку.
Двое согласились. Но один перезвонил и сказал, что ему не разрешили
родители, а другой просто не пришел на встречу. Видимо, передумал.
«Видимо не судьба». – со вздохом подумали мы… Но тут зазвонил телефон:
– Это вам нужен двоечник? – спросил серьезный голос в трубке.
И на следующий день он пришел в редакцию.
– Только фамилию не называйте, – сказал он. Подумал и добавил: –
Школу и имя – тоже.
Мы решили, что будем называть его Митей.
– В каком классе ты учишься?
– В седьмом.
– И что, на одни двойки?
– Да нет. Двойки у меня только по алгебре и геометрии. А так я нормально учусь. Не
ботаник, конечно. А вам круглый двоечник нужен?
– Нет-нет, ты вполне подходишь. Мы просто хотели поговорить, откуда берутся
двоечники и двойки. Ведь в первом-то классе все учатся хорошо. Стараются.
– Просто вы уже давно школу закончили и, наверно, не помните. Наоборот, в первом
классе все учатся по-разному. Например, у нас была одна девочка, которая за год так и не
научилась читать. Ну, так – кое-как, с подсказками. Ее, конечно, все равно во второй класс
перевели. А на следующий год выяснилось, что она за лето все буквы позабыла. Учительница
стала ее ругать и вызвала родителей. Пришла мама этой девочки, это на перемене было,
учительница ей нажаловалась. И мама стала кричать на девочку: «Ты что меня позоришь! Вот
придешь домой, я тебе устрою!». А девочка стояла и плакала. Она и сейчас учится в нашем
классе. Считается, что учится. Ну, положено посещать школу – она и посещает. Уроки не
делает, учителя ее все время ругают, а она смеется. «Крутая» такая.
– Похоже, она тебе нравится.
– Наоборот. Но я все равно помню, как она стояла и плакала в школьном коридоре,
когда была маленькая. Это я про то, откуда двоечники берутся. Вот у тебя что-то не
получается, в школе тебя за это ругают, а дома тебе за это устраивают. А когда ты маленький,
то куда тебе деваться?
– Ага, понял. Ты хочешь сказать, в том, что эта девочка не учится, виноваты школа и
родители. А сама она как бы ни при чем.
– По-моему, да.
– Здорово у тебя получается. Значит, бедных двоечников надо жалеть?
– Не жалеть, а учить вовремя. Ну, в первый класс ведь приходят не двоечники, а просто
малышня. Способности у всех разные, это же понятно. И родители – тоже разные. Например, в
детстве мама читала мне перед сном и в выходные. Я это любил больше мультиков. Но иногда
ей было некогда, а я приставал. И она сказала однажды: «Читай сам, ты уже не маленький». И
научила меня. Я до школы много прочитал сам. А потом мне было скучно на уроках чтения, я
вертелся, и мне за это попадало. Но мне повезло с мамой, она меня понимает.
– И про двойки по математике?
– Ну, ее, конечно, это не радует. Но, в общем, понимает. И потом – я ведь все равно их
исправляю. В четверти у меня тройки.
– Я понял. Ты – гуманитарий, и не любишь точные науки.
– Ну, если быть точным, то мне просто не нравится, когда кричат. А наша математичка
чуть что – сразу переходит на крик и сообщает нам, что мы тупые, глупые и т.д. В пятом классе
я старался. Мне даже было интересно. Особенно геометрия. В шестом мне эти крики надоели,
но я терпел. А в этом году не выдержал и сказал, что раз я тупой и глупый, то пусть она сама
обнимается со своими квадратными уравнениями и равнобедренными треугольниками. Она
поставила мне двойку, выгнала из класса и велела без родителей не приходить. Ну, я и не
приходил целый месяц. Потом маму вызвали к директору. Меня, конечно, тоже. Я пообещал не
пропускать уроки, но извиняться отказался. А за что? Ведь на самом деле это учительница должна
извиниться перед нами. Она, конечно, тоже не стала. Так и кончилось. Ну, я уже говорил, что
вообще-то хорошо учусь по всем предметам, кроме математики, поэтому все обошлось. Если не
считать двоек по математике. Потому что я ее по-прежнему не учу.
– Тяжелый случай. А как ЕГЭ сдавать будешь?
– До ЕГЭ еще 4 года. Может, в десятом классе другая учительница будет. Или в другую
школу перейду. Хотя мне моя школа нравится.
– Получается, что ты не совсем настоящий двоечник. А почему в редакцию
пришел?
– Ну, вы же хотели поговорить о двоечниках. А я про это много думал. Не хотел, чтоб
вы написали как обычно пишут: если человек плохо учится, то он сам виноват. Я не согласен.
Двоечник – это малыш, которого не научили учиться. Оставили без помощи. На самом деле это же
очень серьезно.
– Кстати, о помощи. Может, мне встретиться и поговорить с твоей математичкой?
– Знаете, у меня есть друг, он уже в институте учится, мы живем в одном дворе. Прошлым
летом мы с ним на даче строили одну штуку. Надо гвозди забивать, а я не умею. Он стал надо мной
смеяться. Я обиделся и говорю ему: « Хорошо тебе, отец всему научил. А мы с мамой вдвоем живем,
меня учить некому». А он мне ответил: «Знаешь что! Мужчина до тринадцати лет ребенок, а
после тринадцати он уже много чего понимает и отвечает за себя сам. У тебя есть два варианта.
Первый: всю жизнь сидеть, ничего не уметь и жалеть, что у тебя нет отца, который мог бы
многому тебя научить. Второй: встать, пойти и научиться у других». И я это запомнил. Поэтому
разговаривать ни с кем не надо. Тогда получится, что я пришел в редакцию, чтобы пожаловаться
на нашу математичку. А я ведь сразу сказал, что ни имен, ни фамилий, ни номера школы не будет.
Прошлым летом мне исполнилось тринадцать. Так что с этим я разберусь сам.
С двоечником Митей разговаривал Иван Востросаблин